ads

Slider[Style1]

Style2

Style3[OneLeft]

Style3[OneRight]

Style4

Style5

HOME THEATER

7 февраля 1812 года родился Чарлз Диккенс (Charles Dickens) (1812-1870), один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик.


Чарлз Джон Хаффам Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лендпорте близ Портсмута. В 1805 году его отец, Джон Диккенс (1785/1786-1851), младший сын дворецкого и экономки в Кру-Холле (графство Стаффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского ведомства. В 1809 году он женился на Элизабет Барроу (1789-1863) и был назначен на Портсмутскую Верфь.

Чарлз был вторым из восьми детей. В 1816 году Джон Диккенс был направлен в Чатэм (графство Кент). К 1821 году у него было уже пятеро детей. Читать Чарлза научила мать, какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.

В 1822 году Джон Диккенс был переведен в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. Чарлз перестал ходить в школу; ему приходилось относить в заклад серебряные ложки, распродавать семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. В двенадцать лет он начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на Стрэнде. Он проработал там немногим более четырех месяцев, но это время показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбиться из бедности. 20 февраля 1824 его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарлз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарлз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К ноябрю 1828 года он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему восемнадцатилетию Диккенс получил читательский билет в Британский музей и принялся усердно пополнять свое образование. В начале 1832 года он стал репортером "Парламентского зеркала" ("The Mirror of Parliament") и "Тру сан" ("The True Sun"). Двадцатилетний юноша быстро выделился среди сотни завсегдатаев репортерской галереи палаты общин.

Любовь Диккенса к дочери управляющего банком, Марии Биднелл, укрепила его честолюбивые стремления. Но семейство Биднеллов не питало расположения к простому репортеру, отцу которого довелось сидеть в долговой тюрьме. После поездки в Париж "для завершения образования" Мария охладела к своему поклоннику.
В течении предыдущего года он начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в "Мансли мэгэзин" ("The Monthly Magazine") в декабре 1832 года.
Четыре следующих вышли в течение января - августа 1833 года, причем последний был подписан псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса, Мозеса. Теперь Диккенс был постоянным репортером "Морнинг кроникл" ("The Morning Chronicle"), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии.

В январе 1835 года Дж. Хогарт, издатель "Ивнинг кроникл" ("The Evening Chronicle"), попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Литературные связи Хогарта - его тесть Дж. Томсон был другом Роберта Бернса, а сам он - другом Вальтера Скотта и его советчиком в юридических вопросах - произвели глубокое впечатление на начинающего писателя.
Ранней весной того же года он обручился с Кэтрин Хогарт. 7 февраля 1836 года, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием "Очерки Боза" ("Sketches by Boz"). В очерках, зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

За этой публикацией последовало предложение Чапмана и Холла написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста Р. Сеймура. Диккенс возразил, что "Записки Нимрода", темой которых служили приключения незадачливых лондонских спортсменов, уже приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и настоял, чтобы не он комментировал иллюстрации Сеймура, а тот сделал гравюры к его текстам. Издатели согласились, и 2 апреля был издан первый выпуск "Пиквикского клуба". За два дня до этого Чарлз и Кэтрин поженились и обосновались в холостяцкой квартире Диккенса. Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Еще до появления второго выпуска покончил жизнь самоубийством Сеймур, и вся затея оказалась под угрозой. Диккенс сам нашел молодого художника Х. Н. Брауна, который стал известен под псевдонимом Физ. Число читателей росло; к концу издания "Посмертных записок Пиквикского клуба" (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837 года) каждый выпуск расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.

"Посмертные записки Пиквикского клуба" ("The Posthumous Papers of the Pickwick Club") представляют собою запутанную комическую эпопею. Ее герой, Сэмюел Пиквик, - это неунывающий Дон-Кихот, пухлый и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер, Санчо Панса из лондонского простонародья. Свободно следующие один за другим эпизоды позволяют Диккенсу представить ряд сцен из жизни Англии и использовать все виды юмора - от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. Если "Пиквик" и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы называться романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием веселости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживается не хуже, чем во многих других произведениях того же неопределенного жанра.

Диккенс отказался от работы в "Кроникл" и принял предложение Р. Бентли возглавить новый ежемесячник, "Альманах Бентли". Первый номер журнала вышел в январе 1837 года, за несколько дней до рождения первого ребенка Диккенса, Чарлза младшего. В февральском номере появились первые главы "Оливера Твиста" ("Oliver Twist"; завершен в марте 1839 года), начатого писателем, когда "Пиквик" был написан лишь наполовину. Еще не закончив "Оливера", Диккенс принялся за "Николаса Никльби" ("Nicholas Nickleby"; апрель 1838 - октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.

От "Пиквика" Диккенс спустился в темный мир ужаса, прослеживая в "Оливере Твисте" (1838) взросление сироты, - от работного дома до преступных трущоб Лондона. Хотя дородный мистер Бамбл и даже воровской притон Фейгина забавны, в романе преобладает зловещая, сатанинская атмосфера. В "Николасе Никльби" (1839) перемешаны мрачность Оливера и солнечный свет Пиквика.

В марте 1837 года Диккенс переехал в четырехэтажный дом по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В этом доме он впервые принял у себя Д. Форстера, театрального критика газеты "Экзаминер", ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Благодаря Форстеру Диккенс познакомился с Браунингом, Теннисоном и другими писателями. В ноябре 1839 году Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 году он был избран членом клуба "Гаррик", в июне 1838 года - членом знаменитого клуба "Атенеум".

Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале 1839 году отказаться от работы в "Альманахе". В следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник "Часы Мистера Хамфри", в котором были напечатаны "Лавка древностей" (апрель 1840 - январь 1841) и "Барнаби Радж" (февраль - ноябрь 1841). Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск "Часов Мистера Хамфри".
Хотя "Лавка древностей" ("The Old Curiosity Shop"), выйдя в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не приемля сентиментальности романа, считают, что Диккенс позволил себе избыточный пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой Нелл. Вполне удачны гротескные элементы романа.

В январе 1842 года супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше - вплоть до Сент-Луиса. Но путешествие было омрачено растущим негодованием Диккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним и - на Юге - открыто враждебной реакцией на его неприятие рабства. "Американские заметки" ("American Notes"), появившиеся в ноябре 1842 года, в Англии были встречены теплыми похвалами и дружелюбной критикой, но за океаном вызвали яростное раздражение. По поводу еще более острой сатиры в следующем его романе, "Мартин Чезлвит" ("Martin Chazzlewit", январь 1843 - июль 1844), Т. Карлейль заметил: "Янки вскипели, как огромная бутыль содовой".

Первая из диккенсовских рождественских повестей, "Рождественская песнь в прозе" ("A Christmas Carol", 1843), также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отраженную в концепции "хозяйственного человека". Но зачастую от внимания читателя ускользает то, что стремление Скруджа к обогащению ради самого обогащения представляет собою полусерьезную-полукомическую параболу бездушной теории беспрерывной конкуренции. Главная мысль повести - о необходимости великодушия и любви - пронизывает и последовавшие за ней "Колокола" ("The Chimes", 1844), "Сверчок за очагом" ("The Cricket on the Hearth", 1845), а также менее удачные "Битва жизни" ("The Battle of Life", 1846) и "Одержимый" ("The Haunted Man", 1848).

В июле 1844 года вместе с детьми, Кэтрин и ее сестрой Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную. Вернувшись в Лондон в июле 1845 года, он погрузился в заботы по основанию и изданию либеральной газеты "Дейли ньюс" ("The Daily News"). Издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман "Домби и сын" ("Dombey and Son", октябрь 1846 - апрель 1848), сменив издателей на Бредбери и Эванса.
В мае 1846 года Диккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок, "Картинки из Италии". В 1847 и 1848 годах Диккенс принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях - "Всяк в своем нраве" Б. Джонсона и "Виндзорские насмешницы" Шекспира.

В 1849 году Диккенс приступил к роману "Дэвид Копперфилд" ("David Copperfield", май 1849 - ноябрь 1850), который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, "Дэвид Копперфилд" более других связан с биографией писателя. Было бы неверно считать, что "Дэвид Копперфилд" всего лишь мозаика несколько измененных и расставленных в другом порядке событий жизни писателя. Сквозная тема романа - "непокорное сердце" юного Дэвида, причина всех его ошибок, включая самую серьезную - несчастливый первый брак.

В 1850 году он начал издавать еженедельник ценою в два пенса - "Домашнее чтение". В нем содержалось легкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах, публиковавшиеся без подписей. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Дж. Мередит, У. Коллинз, Ч. Левер, Ч. Рид и Э. Булвер-Литтон. "Домашнее чтение" сразу же стало популярным, его продажа достигала, несмотря на эпизодические спады, сорока тысяч экземпляров в неделю. В конце 1850 года Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В качестве пожертвования Литтон написал комедию "Мы не так плохи, как кажемся", премьера которой в исполнении Диккенса с любительской труппой состоялась в лондонском особняке герцога Девонширского в присутствии королевы Виктории.
В течение следующего года спектакли прошли по всей Англии и Шотландии. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 года семья Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над "Холодным домом" ("Bleak House", март 1852 - сентябрь 1853).

В "Холодном доме" Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всем своем мрачном блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным. Роман - своеобразный микрокосм общества: доминирует образ густого тумана вокруг Канцлерского суда, означающий запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за которым скрывается алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. Именно из-за них, по мнению Диккенса, общество превратилось в гибельный хаос. Судебный процесс "Джарндисы против Джарндисов" роковым образом приводит свои жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отчаянию.

"Тяжелые времена" ("Hard Times", 1 апреля - 12 августа 1854) печатались выпусками в "Домашнем чтении", чтобы поднять упавший тираж. Роман не был высоко оценен ни критиками, ни широким кругом читателей. Яростное обличение индустриализма, небольшое число милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновесия не только консерваторов и вполне удовлетворенных жизнью людей, но и тех, кто хотел, чтобы книга заставляла лишь плакать и смеяться, а не мыслить.

Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853-1856 годов, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в "Домашнем чтении" продолжал писать критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы - помехи, создаваемые бюрократией, и дикая спекуляция - он отразил в "Крошке Доррит" ("Little Dorrit", декабрь 1855 - июнь 1857).

Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме, которым любовался еще в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в благотворительных представлениях "Замерзшей пучины" У. Коллинза привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858 года, после развода, Чарлз-младший остался с матерью, а остальные дети - с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными слушателями.
Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин, Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать "Домашнее чтение", он весьма успешно начал издавать новый еженедельник "Круглый год", печатая в нем "Повесть о двух городах" ("A Tale of Two Cities", 30 апреля - 26 ноября 1859), а затем "Большие надежды" ("Great Expectations", 1 декабря 1860 - 3 августа 1861). "Повесть о двух городах" нельзя отнести к лучшим книгам Диккенса. В ее основе лежат скорее мелодраматические совпадения и насильственные действия, нежели характеры героев. Но читателей никогда не перестанет увлекать волнующий сюжет, блестящее карикатурное изображение бесчеловечного и изысканного маркиза д'Эвремонда, мясорубка Французской революции и жертвенный героизм Сидни Картона, приведший его на гильотину.

В романе "Большие надежды" главный герой Пип рассказывает историю о таинственном благодеянии, которое позволило ему уйти из сельской кузницы своего зятя, Джо Гарджери, и получить подобающее джентльмену образование в Лондоне. В образе Пипа Диккенс выставляет не только снобизм, но и ложность мечты Пипа о роскошной жизни праздного "джентльмена". Большие надежды Пипа принадлежат идеалу 19 века: тунеядство и изобилие за счет полученного наследства и блестящая жизнь за счет чужого труда.

В 1860 году Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, "Наш общий друг" ("Our Mutual Friend"), был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 - ноябрь 1865). В последнем завершенном романе писателя вновь появляются и соединяются образы, выражавшие его осуждение социальной системы: густой туман Холодного дома и огромная, давящая тюремная камера Крошки Доррит. К ним Диккенс добавляет еще один, глубоко иронический образ лондонской свалки - огромных куч мусора, создавших богатство Гармона. Это символически определяет цель человеческой алчности как грязь и отбросы. Мир романа - всесильная власть денег, преклонение перед богатством. Мошенники процветают: человек со значимой фамилией Вениринг ( veneer - внешний лоск) покупает место в парламенте, а высокопарный богач Подснеп - рупор мнения общества.

Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринял еще ряд утомительных публичных чтений, а затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. Диккенс бурно радовался заработанным деньгам, но не только они побуждали его предпринять поездку; честолюбивая натура писателя требовала восхищения и восторгов публики. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 года после 74 выступления его состояние ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.

Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Чарлз Диккенс начал писать "Тайну Эдвина Друда" ("The Mystery of Edwin Drood"), планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870 года; последнее выступление состоялось 15 марта. "Эдвин Друд", первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.
8 июня 1870 года, после того как Диккенс весь день проработал в шале в саду Гэдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий день около шести вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
Энциклопедия - Россия-Он-Лайн 

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс - один из самых известных английских романистов XIX века, виднейший писатель викторианской эпохи.
Чарльз Джон Гаффам Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте, близ Портсмута в семье служащего Военно-морского казначейства Джона Диккенса и его жены Элизабет (в девичестве — Барроу).

В 1816 семья перебралась в Чатем (графство Кент), где маленький Чарльз посещал частную школу Уильяма Джайлза, а в 1822 году Диккенс-старший получил назначение в Лондон. Переехав в Лондон, Диккенсы поселились в Кэмден-тауне, в доме на Бейхем-стрит. Впоследствии писатель вспоминал ранние детские годы как лучшую пору своей жизни — любящие родители поощряли его рано проявившиеся артистические таланты, его страстную любовь к книгам (именно мать научила Чарльза чтению) и его неподдельный интерес к театру. Он часто декламировал стихи, пел песни и разыгрывал сценки, выступая как кругу семьи, так и перед случайной публикой, принимал участие в домашних спектаклях, ходил в театр на постановки шекспировских пьес и перечитал все хранившиеся в доме книги.

Однако после переезда в Лондон стало очевидно, что хорошие времена для Диккенсов остались позади — привыкший к жизни в провинции, Джон Диккенс не смог приспособиться к новым условиям, тратя значительно больше денег, нежели мог себе это позволить, часто занимал большие суммы и в конце концов полностью разорился. Содержать и без того находящуюся в крайней нужде многодетную семью (помимо Чарльза у Джона и Элизабет на тот момент было еще пятеро детей) стало невозможно, и по настоянию матери Чарльз оставил школу и начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике по производству ваксы, принадлежавшей их дальнему родственнику Джорджу Лемерту.
Тем временем его отец был арестован за неуплату долгов и заключен в долговую тюрьму Маршалси на Хай-стрит. Впрочем, три месяца спустя он был освобожден из-под ареста, так как получил наследство, позволившее ему расплатиться с долгами. Со временем Чарльз вновь смог вернуться за школьную парту, однако воспоминания об этом тяжелейшем периоде жизни — арест отца, изнуряющая работа на фабрике, нищета — преследовали его всю жизнь и во многом повлияли на творчество писателя. Быт и нравы обитателей лондонского дна, его колоритнейшие персонажи, атмосфера страха перед будущим и незащищенности и порожденное личным опытом сочувствие к изгоям общества, к его беднейшей части — все это впоследствии нашло воплощение на страницах романов Диккенса.

Проучившись два с лишним года в частной школе Веллингтон-Хаус, в 1827 году Чарльз устроился младшим клерком в юридическую контору "Эллис и Блэкмор". В свободное время он изучал стенографию и уже осенью 1828 года начал работать независимым судебным репортером при лондонской коллегии юристов Доктор-Коммонз. На этой должности Диккенс провел около четырех лет и за это время не только научился разбираться в хитросплетениях тогдашнего английского судопроизводства, но и, ежедневно наблюдая за судьями, адвокатами и их многочисленными клиентами разного сословия, приобрел бесценный материал для многих будущих своих произведений, таких, как в первую очередь "Домби и сын" и "Холодный дом".

Его интересы не ограничивались профессиональной деятельностью — получив читательский билет, он прилежно посещал Британский музей, пополняя свое образование. Будучи увлеченным театралом, Чарльз всерьез подумывал о профессиональной сцене: брал частные уроки актерского мастерства, заучивал роли, и даже договорился о прослушивании в театре Ковент-гарден, однако в назначенный день не смог явиться туда из-за болезни.

В 1832 году Диккенс получил место парламентского репортера в газете "Тру Сан". Проработав там полгода, он перешел на ту же должность в газету "Миррор оф парламент", которую издавал его дядя Джон Генри Барроу, затем в "Морнинг кроникл". Его продвижение по карьерной лестнице во многом было обусловлено стремлением занять определенное положение в обществе, дабы снискать расположение и добиться руки Марии Биднелл, дочери управляющего банком, своей первой, и, к сожалению, безответной любви, послужившей прообразом Доры в романе "Дэвид Копперфилд".
Тогда же он начал писать беллетризованные очерки из жизни Лондона и его обитателей, первый из которых — "Обед на Поплар-Уок" (в позднейших переизданиях — "Мистер Минс и его двоюродный брат") был опубликован в декабре 1833 года в журнале "Мансли мэгэзин".

Поначалу эти очерки, за которые он не получал от редакции никакого гонорара, выходили без подписи, и лишь в августе 1844 года он взял себе в качестве псевдонима детское прозвище своего младшего брата Огастуса — Боз. Вскоре эти очерки начали печататься в газете "Морнинг кроникл", а чуть позднее — в только что открывшемся приложении "Ивнинг кроникл", с редактором которого, писателем и журналистом Джорджем Хогартом, у Диккенса сложились самые дружеские отношения.

Отчасти благодаря знакомству с Хогартом, отчасти — тому интересу, который вызвали его первые литературные опыты в профессиональной среде, в течение сравнительно недолгого времени Диккенс познакомился с писателями Уильямом Гаррисоном Эйнсвортом и Эдвардом Джорджем Бульвер-Литтоном, художником Джорджем Крукшенком, а также издателем Джоном Макроуном, который предложил Диккенсу издать его очерки отдельной книгой.

Сборник, получивший название "Очерки Боза", вышел в начале февраля 1836 года, а в апреле Чарльз женился на старшей дочери Джорджа Хогарта — Кэтрин. За два дня до их свадьбы состоялось не менее знаменательное событие: 31 марта увидел свет первый выпуск "Посмертных записок Пиквикского клуба", положивших начало литературной славе Диккенса.

Изначально планировавшиеся всего лишь как серия сопроводительных рассказов к рисункам художника-карикатуриста Роберта Сеймура "Записки", которые ежемесячно выходили в издательстве Чепмена и Холла, вскоре обрели самостоятельную жизнь, превратившись в продолжительную юмористическую эпопею и, будучи изданными вместе, стали первым крупным произведением писателя. Незадолго до выхода второго выпуска "Записок" Сеймур покончил жизнь самоубийством и ему на смену пришел художник Хэблот Найт Браун, которому в дальнейшем довелось иллюстрировать такие романы Диккенса, как "Дэвид Копперфилд", "Домби и сын", "Холодный дом", "Повесть о двух городах".

Пусть и не сразу, но со временем "Посмертные записки Пиквикского клуба" обрели широкую популярность — критикам и читателям полюбились наивный и эксцентричный добряк Пиквик, его находчивый слуга Сэм Уэллер, мошенник и проходимец Джингль, а также многие другие персонажи этого произведения. И если первого выпуска "Записок" издателям удалось продать всего лишь четыреста штук, то тираж последнего, появившегося в ноябре 1837 года, составил уже сорок тысяч экземпляров.
Оставив репортерскую работу в "Ивнинг кроникл", Диккенс становится главным редактором недавно образованного "Альманаха Бентли", в февральском номере которого за 1837 год появились первые главы его нового романа "Оливер Твист". Окрашенная в мрачные тона история сироты, попавшего из работного дома в преступный мир лондонских трущоб, стала первым социальным романом Диккенса, произведением, где художественный вымысел обретал зримые, реальные черты благодаря хорошему знанию изнанки, темной стороны жизни, основанному как на тяжелых воспоминаниях детства, так и на личных наблюдениях уже зрелого возраста.

В апреле 1838 года, когда еще продолжали выходить очередные главы "Оливера Твиста", начал печататься новый роман Диккенса "Николас Никльби". Более оптимистический и светлый, нежели "Оливер Твист", он также изобиловал многочисленными персонажами, давая широчайшую панораму жизни викторианской эпохи.

Оставив в феврале 1839 года пост редактора "Альманаха Бентли", на следующий год Диккенс основал собственный еженедельный журнал "Часы мистера Хамфри", в котором увидели свет его романы "Лавка древностей" и "Барнеби Радж". Журнал просуществовал до конца 1841 года, после чего Диккенс предпринял длительную поездку по Соединенным Штатам Америки, где ему был устроен восторженный прием.
Во время поездки он познакомился с американскими писателями Вашингтоном Ирвингом, Уильямом Брайантом, Генри Лонгфелло, Эдгаром По, был принят в Белом доме десятым президентом Соединенных Штатов Джоном Тайлером, посетил палату представителей и сенат.
В Америке, как на официальных мероприятиях, так и во время своих лекций писатель неоднократно поднимал вопрос о введении международного авторского права. Несмотря на всю благосклонность американцев, Диккенс достаточно критически оценивал увиденное, и вскоре по возвращению в Англию изложил свои впечатления в "Американских заметках", посвятив их "тем из моих друзей в Америке… кому любовь к родине не мешает выслушивать истину…".

Активное неприятие еще не отмененного рабства и критика государственного строя США, встретившие понимание на родине писателя, породили целую волну негодования в американской прессе. Не меньшее возмущение вызвал в Соединенных Штатах и его новый роман "Жизнь и приключения Мартина Чезвилта" (1844), сатира на американское общество, обличающая страсть к обогащению, порождающую лицемерие и откровенный эгоизм.

В декабре 1843 года увидела свет "Рождественская песнь" — первая из рождественских повестей Диккенса, пользовавшихся огромным успехом у читателей. Имя главного героя этой повести — раскаявшегося скряги Скруджа со временем стало нарицательным, а сам он занял свое место в галерее самых известных диккенсовских персонажей. Следующие повести этого цикла — "Колокола" (1844), "Сверчок за очагом" (1845), "Битва жизни" (1846) и "Одержимый, или сделка с призраком" (1848) также появлялись в декабре, в канун рождественских праздников.

Отойдя от присущего ему реализма, Диккенс на сей раз привнес в эти произведения атмосферу сказки — несмотря на то что действие происходит в реальном мире с его узнаваемыми обитателями, в нем появляются духи Рождества, призраки и другие сказочные персонажи, берущие свое начало в фольклорной традиции. Имеющие, как и положено сказкам, счастливый конец, эти рождественские повести были призваны в первую очередь донести до читателей то, что принято называть традиционными ценностями, — сострадание к беднякам, любовь и великодушие, а также воспевали домашний очаг как символ душевного тепла и любви к ближнему.

Тем временем писатель успел расстаться со своими прежними издателями Чепменом и Холлом, попутешествовать по Италии и Швейцарии, а также стать издателем созданной им либеральной газеты "Дэйли ньюс". Впрочем, меньше чем через месяц Диккенс отказался от газеты, уступив должность издателя своему другу Джону Форстеру.

Роман "Домби и сын", выходивший в виде ежемесячных выпусков в издательстве Бредбери и Эванса с октября 1846 года по апрель 1848, ознаменовал новый период в творчестве писателя. Как и в некоторых своих прежних произведениях, в частности в "Николасе Никльби", Диккенс представил на суд читателя развернутую картину общественной жизни, выведя на сцену большое количество персонажей, принадлежавших к различным сословиям, однако на сей раз роман содержал более глубокий анализ как общества в целом, так и отдельных его представителей, их поступков и переживаний.
В целом же роман был направлен против власти большого капитала, духа стяжательства, калечащих души и судьбы людей.

В феврале 1849 года Диккенс приступил к работе над новым романом, получившим название "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим". Во многом биографический, роман повторял тему становления молодого человека, использованную в качестве основного сюжета в "Николасе Никльби", "Мартине Чезлвите" и уже позднее — в "Больших надеждах". В то же время отчасти благодаря личному опыту, отчасти — изменившемуся с годами, более зрелому взгляду на стоящие перед героем задачи и проблемы, он носил более реалистический характер, чему к тому же способствовала и выбранная автором форма повествования — от первого лица. Начиная уже с публикаций первых глав роман пользовался успехом у многочисленной читательской аудитории, впоследствии став не только едва ли не самым популярным произведением Диккенса, но и любимым детищем самого писателя.

В начале 1850 года Диккенс занялся организацией собственного еженедельника "Домашнее чтение", первый номер которого вышел 30 марта. В журнале публиковались статьи, затрагивающие самый широкий круг тем — вопросы литературы, искусства, науки, социальные, политические и экономические преобразования.
Также в нем печатались стихи, рассказы и романы различных авторов, среди которых помимо самого Диккенса были Элизабет Гаскелл, Эдвард Джордж Булвер-Литтон, Уилки Коллинз, Гарриет Мартино, Элизабет Барретт Браунинг, Джордж Мередит. Все материалы в еженедельнике печатались анонимно, без указания имен авторов, однако постоянные читатели могли догадываться об авторстве больших романов, публиковавшихся с продолжением, таких, как, например, "Крэнфорд" или "Север и Юг" Элизабет Гаскелл.
В том же году Диккенс и Булвер-Литтон основали "Гильдию литературы и искусства" для поддержки нуждающихся писателей и художников. Помимо журналистской и литературной работы Диккенс не оставлял и своего увлечения театром — в составе организованной им любительской труппы он сам не раз появлялся на сцене, а также поставил ряд пьес, в том числе "Всяк в своем нраве" Бена Джонсона, "Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира, "Не так плохи, как кажемся" Булвер-Литтона, "Маяк" Уилки Коллинза.

В пятидесятые годы Диккенс заявил о себе прежде всего как социальный критик — именно в это десятилетие из под его пера вышли такие романы, как "Холодный дом" (1852-1853), "Тяжелые времена" (1854) и "Крошка Доррит" (1855-1857), вместе образовывавшие гигантский триптих, охватывающий жизнь практически всех слоев английского общества в викторианскую эпоху. Общая безрадостная и пессимистическая атмосфера, пронизывающая эти произведения, где былой юмор уступил место злой сатире, а авторский взгляд на жизнь был исполнен горечи и разочарования, несмотря на непререкаемый авторитет писателя, сказалась на их популярности, и по достоинству они были оценены уже только после смерти Диккенса.

Полное разочарование в современном ему обществе привело к беспощадной критике таких его институтов, как правосудие, олицетворением которого стал Канцелярский суд в "Холодном доме" и погрязшее в бюрократии государственное управление, представленное в виде Министерства Волокиты в "Крошке Доррит". В "Тяжелых временах" яростной атаке подверглась и полная бездушного прагматизма идеология надвигавшейся индустриальной эпохи, резко обострившей классовые противоречия. Брак с Кэтрин Хогарт, который сам писатель на протяжении последних лет все чаще воспринимал как неудачный, окончательно распался в 1858 году — частично из-за полного охлаждения отношений между супругами, частично из-за романа Диккенса с актрисой Эллен Тернан. Старшего сына, Чарльза, мать забрала с собой, остальные дети остались в доме писателя, на попечении ее сестры Джорджины Хогарт.

С весны 1858 года Диккенс начал выступать с платными публичными чтениями собственных произведений, которые с неизменным успехом шли в городах Англии, Шотландии, Ирландии, а позднее — и в Соединенных Штатах. После того как в декабре вышел рождественский выпуск "Домашнего чтения", он вернулся к своим прежним издателям — Чепмену и Холлу, и начал работать над созданием нового еженедельного журнала "Круглый год". В первом же номере этого журнала, вышедшем в свет 30 апреля 1859 года, были напечатаны начальные главы его нового романа "Повесть о двух городах", посвященного событиям французской революции.
Фактический материал для романа во многом был позаимствован из книги писателя, историка и философа Томаса Карлейля "История французской революции". Изображая революционные события во Франции как некое историческое возмездие, Диккенс тем не менее с осторожностью отнесся к самой идее массовых народных выступлений, вступавшей в противоречие с его моральными идеалами.
При том, что "Повесть о двух городах" традиционно не принято причислять к лучшим произведениям Диккенса, захватывающий сюжет, заставляющий читателя с неослабевающим интересом следить за судьбами главных героев книги, сделал ее почти столь же популярной, как и пользующиеся неизменной читательской любовью "Посмертные записки Пиквикского клуба" или "Дэвид Копперфилд".

Вскоре выпускавшийся Диккенсом еженедельник "Круглый год" превзошел по популярности предшествующее ему "Домашнее чтение", многие из авторов которого начали печататься в новом журнале. В отличие от "Домашнего чтения" все материалы публиковались с указанием имен и фамилий, а среди новых авторов, привлеченных Диккенсом к сотрудничеству, стоит упомянуть Мэри Энн Эванс, писавшую под мужским псевдонимом Джордж Элиот.
Там же впервые увидел свет знаменитый приключенческий роман "Женщина в белом" его друга Уилки Коллинза, с соавторстве с которым Диккенс в разное время написал ряд рассказов, в том числе "Гибель Золотой Марии" и "Дом с привидениями". 1 декабря 1860 года на страницах "Круглого года" начал печататься очередной роман Диккенса "Большие надежды". История юного подмастерья Пипа, разбогатевшего волею неведомого ему благодетеля (в финале им оказывается некогда спасенный им беглый каторжник) и ставшего настоящим столичным джентльменом, ведущим праздную светскую жизнь, была, по сути, посвящена разочарованию в иллюзиях, тех самых несбывшихся больших надеждах, которые сулила герою жизнь в начале его пути.

Последним завершенным крупным произведением писателя стал роман "Наш общий друг" (печатался с мая 1864 по ноябрь 1865 года), основной темой которого была власть денег и преклонение перед богатством, ироническим символом которого стала лондонская свалка — источник состояния одного из персонажей романа, старого мусорщика Гармона. Несмотря на то что, как и прежде Диккенс в первую очередь затрагивал проблему социального неравенства, изобличая при этом многочисленные пороки современного общества, в этом романе социальная сатира уже не была столь острой, уступив место ироническим интонациям и лирике, к чему и стремился по его собственным словам, сам автор.

В последние годы жизни здоровье писателя начало резко ухудшаться, однако он по-прежнему вел более чем активный образ жизни: редактировал журнал, писал статьи и рассказы, продолжал выступать с публичными чтениями, в том числе предпринял поездку по Соединенным Штатам, где он находился с ноября 1867 по февраль 1868 года.
В октябре 1869 года он приступил к работе над новым романом "Тайна Эдвина Друда", который начал выходить отдельными частями в издательстве Чепмена и Холла с апреля 1870 года.
К сожалению, последний роман выдающегося английского писателя так и остался незавершенным — 9 июня 1870 года, на следующий день после настигшего его инсульта Чарльз Диккенс скончался в своем загородном доме Гэдсхилл Плейс в графстве Кент. Писатель был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
По информации nnm.me



Posted by Канадская служба новостей(КСН)

About Valery Rubin

This is a short description in the author block about the author. You edit it by entering text in the "Biographical Info" field in the user admin panel.
«
Next
Следующее
»
Previous
Предыдущее

Top